Выставка

Когда мы были детьми

Когда мы были детьми

Музей В.К. Бялыницкого-Бирули

1 сентября 2023 года в 15:00 в филиале Национального художественного музея Республики Беларусь «Музей В. К. Бялыницкого-Бирули в г. Могилёве» состоится торжественное открытие выставки живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии белорусских художников ХХ–XXI вв. из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь «Когда мы были детьми».

Доброй традицией Национального художественного музея Республики Беларусь является представление наиболее ярких и успешных выставочных проектов, прошедших в музее, в своём филиале – Музее В. К. Бялыницкого-Бирули в г. Могилёве. Не исключением стала и выставка «Когда мы были детьми». В экспозиции будет представлено свыше 70 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии белорусских мастеров XX–XXI вв. и одно произведение русского художника-графика XX в. Евгения Кацмана из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

Когда мы были детьми, весь мир представлялся открытой книгой. Деревья казались выше, трава зеленее, мороженое слаще… Мы создавали миры силой воображения. Солнце, круглое, как мяч, и жёлтое, как лимон, заливало своим блеском небо и всё вокруг. Луна бороздила густые облака, словно корабль, разрезающий волны. Нам грезились далёкие путешествия, неизвестные страны. Каждое мгновение мы могли стать героями и открывателями своей бурной жизни и её возможностей.

Прекрасной и неисчерпаемой темой мирового искусства являются детские образы. Каждая эпоха создаёт свой канон изображения ребёнка и даёт свой захватывающий отчёт о взрослении. Так, в XVIII веке художники редко изображают детей и эти изображения носят преимущественно сословный характер. Обременённые с рождения регалиями и титулами отпрыски правителей и вельмож предстают маленькими взрослыми, или «взрослыми» детьми, искусственно состаренными художниками. В портретах сентименталистов рубежа XVIII–XIX веков детские лица даже с улыбкой на устах выглядят застывшими и неестественными. А диктующая правила мода одевать маленьких детей в платье независимо от пола заставляет порой задуматься – перед нами мальчик или девочка. Открывать детство, осознавая его уникальность и неповторимость, начинают в XIX веке романтики. Но несмотря на широкую гамму чувств – от улыбки и удивления до смущения и переживания – изображение их детей несколько идеализировано. Во второй половине XIX века многие произведения имеют обличительную направленность: реалисты демонстрируют незащищённость и слабость детей крестьян, городской бедноты и разночинной интеллигенции. На рубеже XIX–XX веков искусство отводит детям одно из важнейших мест. Складывается особая «детская цивилизация» не только с трогательной любовью, но и с уважением к ребёнку как к личности.

1
Анатолий Валентинович Волков. 1908–1985 Первое сентября. 1950 Холст, масло
1
Михаил Викентьевич Рогалевич. 1932–2010 «Спи, малыш!». 1969–1979 Холст, масло
1
Александр Романович Захаров. 1925–2017 Семья. 1965 Бумага, линогравюра
1
Евгений Александрович Кацман. 1890–1976 Умелые руки. 1953 Бумага, пастель
1
Михаил Вениаминович Беляев. 1922–2002 Девочка на камушке. 1963. Минский фарфоровый завод Фарфор, роспись
1
Ольга Олеговна Орсик. Род. 1986 Тройня. 2019 Бронза
1
Вадим Аркадьевич Качан. Род. 1958 Дети в солдатских пилотках во дворе дома по ул. Мясникова, 35. Минск. 1987 Из серии «Минские дворики» Архивная печать
1
Вадим Аркадьевич Качан. Род. 1958 Проводы зимы (Масленица) в парке Максима Горького в Минске. 1986 Из серии «Жанровые снимки» Архивная печать
1
Евгений Ильич Жилин. 1939–2019 Лето. 1972 Репродукция Оригинал (бумага, акварель) в фондах музея
1
Николай Константинович Казакевич. 1934–2021 Юность. 1971 Холст, масло

Выставочный проект «Когда мы были детьми» посредством красноречивых образов иллюстрирует раннюю жизнь человека – от рождения до совершеннолетия, ту нескончаемую радость, любовь, надежду, доверчивость, благодать, игривость, мечтательность, свойственные ощущению счастливого детства. Белорусские мастера XX–XXI столетий в своих произведениях отображают лично пережитый опыт детства и демонстрируют представление о детстве, созданное эпохой, в которой они жили и творили, в которой проходило детство уже их детей. Это тот мир вещей, звуков, имён, событий, сформировавший мировоззрение нескольких поколений. Тематическая выставка охватывает промежуток времени с начала ХХ столетия по первую четверть XXI века – от живописного портрета Юделя Пэна 1903 года до скульптурной композиции Ольги Орсик 2019 года, от фарфоровой статуэтки Михаила Беляева 1963 года до фотографических серий Вадима Качана 1980-годов, в основном рисуя образ советского детства 1950–1960-х годов.

«Установка на счастье» и ощущение своей причастности к его созданию стали характерной чертой поколения, успевшего попасть на войну, и тех, кто был ещё слишком мал, но мечтал отправиться на фронт. Поэтому мир советского детства стал отражением не только реальной жизни, но и идеологии. Его наполняли новые общественные типы пионера, санитарки, лётчика, пограничника и т. п. В 1950-х годах подрастало поколение, чьи представители уже не были современниками эпохи большой мечты (1935–1940) с её наивными надеждами и энтузиазмом. Эти дети жили среди отголосков недавней войны, борьбы со всем зарубежным и среди захватывающих технических новинок. Детский мир этого времени был «тройственным»: семья, школа, двор. Само понятие «двор» являлось категорией сознания, некой заповедной территорией, включавшей не только двор у дома, но и путь в школу, прилегающие переулки, проходные и школьные дворы. Внутри этой «страны» существовали фигуры-знаки, определявшие границы и идеалы бытия: друзья, самая красивая девочка, самый смелый мальчик, высокий худой старик, про которого говорили, что он «бывший», орденоносец с аккордеоном… Общественные и педагогические установки способствовали объединению подростков, их увлечённости общим делом. Школьные товарищи, юные влюблённые имели схожие интересы и устремления. Зимой местом встреч и знакомств становились катки. Летом мечта перемещалась в деревню и пионерские лагеря. Звуковой фон жизни определял голос диктора, призывавшего на утреннюю зарядку, отсюда установка на закаливание и здоровый образ жизни с малых лет, равномерные удары об асфальт скакалки, через которую ловко и весело скакали девочки, «классики», «городки», футбол, хоккей... Мозаика повседневности имела чёткие очертания, жизнь была ясной и уютной.

Белорусская советская школа изобразительного искусства основывалась на лучших достижениях искусства второй половины ХIХ – начала ХХ века. Мастера великолепно владеют рисунком, виртуозно передают форму и цвет, продолжая традиции реалистической школы. Художники безоговорочно влюблены в свои модели, оттого герои трогательные и непосредственные, со своим характером и своими интересами, со своим внутренним миром и настроением. В произведениях всё пронизано любовью и теплом, ощущением счастья и оптимизма, отсюда звонкость колорита и сверкание красок, лёгкая и плавная текучесть форм. Мастера сумели увидеть детскую восторженность и радость восприятия жизни, очарованность ею, которые уже никогда не повторятся в обременённой тревогами и заботами взрослой жизни.

 

Куратор выставки – Анастасия Карнейко, старший научный сотрудник отдела белорусского искусства XX–XXI веков Национального художественного музея Республики Беларусь; сокуратор – Ольга Чернявская, старший научный сотрудник филиала Национального художественного музея Республики Беларусь «Музей В. К. Бялыницкого-Бирули» в г. Могилёве.

Экспонирование выставки пройдёт 
с 1 сентября по 17 декабря 2023 года

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день