Филиал Национального художественного музея Республики Беларусь Музей В.К. Бялыницкого-Бирули размещается в Могилеве в здании – памятнике жилой архитектуры в стиле позднего барокко кон. XVII – нач. XVIII вв. Дом принадлежал богатой семье могилевских купцов Аношко и, как один из лучших в городе, был предоставлен губернскими властями для проживания австрийскому императору Иосифу ІІ, прибывшему в Могилев для встречи с российской императрицей Екатериной ІІ в мае 1780 г.

С 1815 до 1917 года в здании размещалось Могилевское дворянское собрание. Из архивных документов известно, что представители рода Бялыницких-Бируля обращались в Собрание для подтверждения своего шляхетства. Среди них упоминается и Каэтан Витович, дед художника. Таким образом, здание косвенно связано со старинным шляхетским родом Быляницких-Бирулей, известным с кон. XVI в.

Решение об открытии в Могилеве филиала Государственного художественного музея БССР, посвященного крупнейшему пейзажисту ХХ века, уроженцу Могилевской губернии Витольду Каэтановичу Бялыницкому-Бируле (1872 – 1957) было принято в 1977 г. Поскольку дом в имении Крынки близ Белынич, в котором родился художник, не сохранился, для размещения музея был выбран двухэтажный особняк, памятник архитектуры кон. XVII в. В 1977 – 1979 гг. происходила реконструкция здания, в ходе которой был надстроен 3-й этаж. По приказу Министерства культуры БССР от 15 марта 1979 г., в связи с завершением реставрационных работ, началась работа по комплектованию штата, благоустройству прилегающей территории, над созданием экспозиции музея. Мемориальный музей В.К. Бялыницкого-Бирули как филиал Государственного художественного музея БССР был открыт 24 декабря 1982 г.  

Ко времени открытия филиала художественный музей имел в своих фондах около пятисот живописных произведений В.К. Бялыницкого-Бирули, собранных директором Государственной картинной галереи, заслуженным деятелем искусств БССР Е.В. Аладовой. Для экспозиции могилевского музея В.К. Бялыницкого-Бирули были отобраны уникальные экспонаты: предметы пластики, декоративно-прикладного искусства, мебель, личные вещи, переданные вдовой художника Еленой Алексеевной. 

Однако, за 30-летний период существования морально и физически устарела музейная экспозиция, пришли в негодность многие коммуникации здания. В 2013 г. здание было закрыто на капитальный ремонт. Открытие новой экспозиции музея В.К. Бялыницкого-Бирули после реставрации состоялось 1 сентября 2018 г. Благодаря проведенному капитальному ремонту музей приобрел современный дизайн, во всех залах была установлена новая мебель, мультимедийное оборудование, система климат-контроля и пылеудаления.

Постоянная экспозиция музея «Искусство В.К. Бялыницкого-Бирули первой половины ХХ века», разместившаяся в 4-х залах второго этажа, призвана дать представление о жизни и творчестве художника. Ее музейное пространство формирует у зрителя понимание характерных особенностей художественного почерка художника, дает представление об основных этапах его жизни, которые пришлись на две эпохи – время существования Российской империи и СССР. В экспозиции представлены живописные произведения В.К. Бялыницкого-Бирули – большие полотна и этюды,  личные вещи художника, находившиеся ранее на его даче «Чайка» в Тверской губернии и в московском доме – награды, произведения пластики и декоративно-прикладного искусства. 

1
1
1
1

Более сорока законченных картин и этюдов, размещенных в светлых просторных залах, дают представление о творчестве выдающегося живописца, замечательного мастера лирического пейзажа. Истоки таланта Бялыницкого-Бирули лежат, несомненно, в природе родной Беларуси, неброская красота которой, незатейливость мотивов, мягкие спокойные краски навсегда вошли в душу художника и определили своеобразие его искусства, весь эмоциональный строй его произведений. Кисти Бялыницкого-Бирули принадлежат мастерски написанные пейзажи зимы, лета, золотой осени. Но больше всего его волновала весенняя природа, ее пробуждение от зимней спячки, первая зелень и буйный ее расцвет. Обращаясь к конкретному пейзажному сюжету, мастер стремился, прежде всего, передать состояние природы, которое зависит от поры года, времени суток, солнечного света, передать те эмоции, которые ощущает человек, общаясь с природой.

В 1912 г. Витольд Каэтанович приобрел участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Именно здесь были созданы многие известные полотна живописца, в том числе и его известная картина «Час тишины. Озеро Удомля» (1911), представленная в экспозиции.

Значительная часть экспозиции представлена произведениями, созданными в советское время. В 1920-е и 30-е годы, увлеченный тем новым, что происходит вокруг, Бялыницкий-Бируля много ездит по стране. Трижды – в 1933, 1935 и 1937 гг. – он побывал в Заполярье. Об этих поездках свидетельствуют картины, представленные в экспозиции. Несмотря на тематическую основу этих работ, в них превалирует лирико-поэтическое начало, идущее от таланта художника, его мировосприятия.

В экспозиции находятся полотна  «Начало весны» (1910), «Голубой весной» (1942), «Пришла весна» (1951), этюды с изображением памятников русского деревянного зодчества – «Девятиглавая деревянная церковь», «Деревня Зачатье» (все – 1944). В них красота родной земли и преклонение перед культурным наследием народа. Именно так в годы Великой Отечественной войны художник-гражданин выразил свою преданность Родине, безграничную любовь к ней.

В.К. Бялыницкий-Бируля – один из создателей жанра мемориального пейзажа. В его работах – изображение памятных мест, связанных с жизнью известных деятелей русской истории и культуры Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и др. В музее эта сторона творчества художника представлена этюдами «Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А.С. Пушкина», «Тригорское. Береза у реки Сороть» (все – 1936), «Клин. Сад П.И. Чайковского. После весеннего дождя», «Клин. Дом П.И. Чайковского» (все – 1942). Поэтичность и лиризм картин, музыкальность их живописного решения созвучны одухотворенной поэзии Пушкина и музыке Чайковского.

1947 год был особенно значительным в творческой биографии В.К. Бялыницкого-Бирули: ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника БССР он получил после 1944 г.), его избрали действительным членом Академии художеств СССР. Важным событием года был приезд Витольда Каэтановича в Беларусь впервые за много лет. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Беларуси, среди которых «Беларусь. Начало лета», «Беларусь. Зеленый май», эмоциональное содержание которых подчинено главной мысли автора – жизнь торжествует, она победила смерть, разрушения. 

Мемориальная экспозиция художника В.К. Бялыницкого-Бирули, размещена в залах II этажа. В выставочных залах I и III этажа располагаются временные экспозиции, проходят лекции, творческие встречи, и мастер-классы.

Музей В.К. Бялыницкого-Бирули занимает особое место в культурном пространстве Могилева. На новом этапе своей жизни, который начался после реконструкции в 2018 г., он успел стать значимым выставочным и культурным центром региона. Музей является современной художественной галерей, отвечающей всем требованиям мировых стандартов для размещения выставочных проектов самого высокого уровня. Музейная площадка стала местом, где проводятся различные мероприятия – концерты классической музыки, танцевальные вечера, киносеансы шедевров мирового кино и т.п. Музей В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве ищет и находит новые варианты своего развития и усовершенствования, позиционируя себя как культурный и образовательный центр с интерактивной средой, формирующей эстетическое достоинство и хороший вкус.

1
1